Фридрих Вильгельм Пауль Алиш (Alisch) родился в 1842 г. Он получил образование в Берлинской Академии архитектуры (1863-1865 гг.). Приехав в Россию, Пауль в 1869 г. за «проект здания для гласного судопроизводства» был аттестован Академией художеств как неклассный художник, что дало ему право профессионально заниматься зодчеством.
В Петербурге молодой архитектор стал прихожанином церкви Св. Михаила и её активным членом. В 1870-е гг. он избирался в церковный совет общины. В кирхе Св. Михаила 14 июля 1874 г. состоялось венчание Пауля Алиша и Эмилии Марии Агаты Гревендорф.
Для своего времени Пауль Алиш был очень деятельным и востребованным специалистом. Он вошел в историю архитектуры как представитель неовизантийского и "кирпичного" стилей и много работал в Эстонии, где сохранилась большая часть из построенного им. Пожалуй, самой ранней его постройкой является здание Лютеранской церкви Св. Иоанна Крестителя в поселке Раазику, недалеко от Ревеля (Таллинн). Храм был воздвигнут в 1863-1864 гг. в стиле средневекового зодчества. К заслугам начинающего архитектора можно отнести то, что при оформлении интерьеров нового здания Алиш бережно использовал наиболее выразительные и ценные детали декора старой церкви: крест, витражи, ограду, росписи...
Следующим «эстонским заказом» стал проект трехэтажного господского дома на мызе Алу, принадлежавшей О. фон Лилиенфельду. Эта постройка считается одним из лучших образцов готического стиля в Эстонии. Кубовидная форма здания за счет башен, расположенных по углам здания, и примыкающей массивной пятиэтажной башни придает сооружению вид средневековой крепости.
В Петербурге Пауль Алиш работал помощником у академика архитектуры Рудольфа Бернгарда, которого хорошо знал по приходу Св. Михаила. В 1879 г. совместно с сыном Бернгарда, эстляндским губернским инженером Эрвином Бернгардом, Алиш построил в псевдоготическом стиле дом в Ревеле, на улице Пикк (№62). Вместе с маститым наставником Алиш в 1880-е гг. участвовал в переделке здания Учетно-ссудного банка (Невский пр., 30). В последующий период, уже после отъезда Р. Бернгарда в Эстонию, он трудился под началом профессора Академии художеств Карла Рахау.
В 1880 г. Пауль Алиш был назначен руководителем строительства Александровской церкви в Нарве (1881-1884, вместе с архитектором О. Гиппиусом). Здание было возведено в псевдороманском стиле с элементами классицизма и было рассчитано на 2 500 мест. В 1881 г. архитектор возвел здание лютеранской церкви для немецкой колонии Фрейденталь в Екатеринославской губернии. В конце века он приобрел опыт строительства в области промышленной архитектуры. Среди таких построек в Петербурге сохранились административное здание Металлического завода (Свердловская наб., 18) и корпуса Гвоздильного завода (В.О., 25-я лин., 6-8).
Годы учебы в Берлине свели Алиша со знаменитым Карлом Винклером - основателем «Художественно-строительно-слесарного завода» в Петербурге. Вместе с другом юности Пауль с увлечением разрабатывал дизайн кованых изделий: ограды, ворота, навесы, перила лестниц, ограждения балконов и крыш. Эти украшения он в смело применял в своих проектах.
По традиции архитекторы старой школы не только строили, но и заботились о сохранении и поддержании существующих зданий. Так, в период до 1891 г., Пауль Алиш состоял архитектором при Глазной лечебнице Ведомства Императрицы Марии (Моховая ул., 16), надзирая за его эксплуатацией и техническим состоянием. Можно сказать, и его усилиями это здание было сохранено до наших дней.
С 1890 по 1908 гг. архитектор работал в Нарве, создавая ансамбль Кренгольмской текстильной мануфактуры: директорский корпус, фабричное управление, трехэтажные казармы, дома руководителей производства и мастеров, больницу, хлебозавод. Для рабочих мануфактуры им был выстроен величественный Воскресенский православный собор (1890-1896). В 1899 г. возле малого Нарвского водопада на Георгиевском острове Алиш спроектировал Георгиевскую прядильную фабрику. В любимом «кирпичном» стиле он построил себе даже дачу в Гунгербурге (Усть-Нарва). В Эстонии, где бережно сохраняется его архитектурное наследие, Пауля Алиша заслуженно считают одним из лучших архитекторов XIX века.
Несмотря на частые поездки в Эстонию, его дом всегда находился в Петербурге - на Моховой, 7 или Невском, 100. В конце жизни, имея расстроенное здоровье, Павел Васильевич Алиш вел спокойную жизнь домовладельца. Ему и его жене Эмилии Ивановне принадлежал дом №8 по Пушкинской улице, где супруги поселились в 1910 г.
Дальнейшая судьба архитектора, затерявшись в водовороте событий 1917 г., остается пока неизвестной.
Публикация о Пауле Алише в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_704