Фридрих Людвиг (Федор Иванович) Иордан родился 13 августа 1800 г. в Павловске в бедной семье. Его отцом был придворный обойный мастер Иоганн Фридрих, выходец из Брауншвейга; мать - Катарина Регина (урожденная Мертенс), дочь придворного столяра. Семья принадлежала к лютеранскому приходу св. Фредерики Доротеи (Павловск), которым руководил пастор Зейдель.
Фридрих был третьим из семи детей. В возрасте восьми лет он потерял отца и по причине бедности смог учиться лишь в народной школе Павловска, получив самое примитивное образование. По решению своей крестной – вдовствующей императрицы Марии Федоровны – в 1809 г. мальчик был принят в Академию художеств, с которой его в дальнейшем будут связывать 70 лет жизни.
Обучение в Академии продолжалось в течение 15 лет, и неизвестно к каким результатам оно бы привело, если бы в 18-летнем возрасте с Фридрихом не произошло то, что юноша определил для себя как перерождение. В своих «Записках ректора», написанных уже на склоне лет, Ф. Иордан описывал этот момент так: «…Богу угодно было сделать во мне перерождение, чему была следующая причина: …награды учеников за программы золотыми медалями раздавались в Академии самым торжественным образом при звуке труб и литавров; (эта церемония) имела на меня сильное влияние, и я с раскаянием и в слезах сказал, спрашивая себя: отчего получают эти ученики себе награды, отчего же не могу я получить? Кажется, я тот же ученик и меня так же учат, и я одарен теми же органами зрения и ума, и если останусь всё тем же учеником, то буду последним учеником. В то же время дал я себе обет оставить общество праздных друзей и обречь себя единственно труду и не терять ни минуты времени сделаться прилежным учеником и всеми силами стараться возвратить потерянные годы. Обещался, как можно усерднее молиться Богу и умолять Его дать мне силы выдержать мое перерождение и исполнить свое обещание».
После принятого обета жизнь юного Фридриха действительно изменилась разительным образом, теперь в ней на всех этапах постижения мастерства присутствовала долгая и усердная молитва, в которой он испрашивал помощь свыше. Через молитву к нему пришло спокойствие и душевная радость, за которые он благодарил Бога, что не осталось незамеченным для его товарищей. Кроме утренней и вечерней молитвы, Фридрих каждый день читал по 2-3 главы из Ветхого и Нового Завета и, таким образом, еще в молодости несколько раз прочитал Библию.
На всю жизнь в творчество Иордана входит библейская тема, которую он реализует в гравюре. Начиная с 1819 г. Фридрих становится учеником в граверном классе преподавателя Н.И.Уткина. В 1824 г. он окончил академическое образование с малой золотой медалью, аттестатом 1-й степени и званием художника XIV класса. Будучи оставлен при Академии, он исполнил гравюру «Умирающий Авель», за которую получил большую золотую медаль.
В 1824 г. Фридрих отправляется в Париж для совершенствования в мастерстве гравера. Затем последуют Лондон и Рим. Римские знатоки единогласно признали, что в гравюре «Преображение» русский мастер превзошел своих предшественников по истолкованию красот творения Рафаэля, обнаружив «превосходный рисунок и ученый, классический прием резца». Несколько позже за эту же работу берлинская, флорентийская и урбинская академии делают его своим членом, а уже на родине Императорская Академия Художеств в 1850 г. присудила ему титул профессора.
Вскоре после того Иордан взялся за второй важнейший труд своей жизни - большую гравюру "Истязание Спасителя". В 1855 г. он занял место профессора-преподавателя в гравировальном классе академии и в 1860 г. назначен хранителем эстампов и оригинальных рисунков в Эрмитаже. В 1871 г. Иордан утвержден на пост ректора живописи и ваяния, а с 1876 г. получил в свое заведование состоящее при ней мозаичное отделение. Преклонный возраст и служебные обязанности не мешали ему заниматься любимым делом почти до самой кончины. Фридрих Иордан был ревностным поборником традиций классической резцовой гравюры и является одной из крупнейших фигур в гравюре XIX века. В истории Академии художеств он стал единственным гравером, достигшим поста ректора Академии.
В 1855 г. Фридрих вступил в брак с Варварой Александровной Пущиной. Несмотря на огромную разницу в возрасте между супругами – 34 года, для окружающих их отношения в браке выглядели идеальными. «Смирение, кротость и живая молитва к Богу – вот девиз ее будущей жизни – и быть агнцем покорности и кротости перед мужем, во всем его слушать и беспрекословно во всем ему повиноваться», - так размышлял Иордан о роли жены перед вступлением в брак. В этом союзе у супругов родилась дочь Александра.
Будучи ровесником века, Фридрих Иордан из многочисленных своих современников был знаком со всеми именитыми художниками и писателями - от Крылова до Айвазовского, являясь автором их гравированных портретов. Почти все его работы были приобретены Академией художеств.
Наиболее близкие отношения связывали его с Н. Гоголем. Писатель в своем «Завещании» посвятил другу Федору Ивановичу проникновенные слова: «Он всем пожертвовал для труда своего – труда убийственного, пожирающего годы и здоровье, и с таким совершенством исполнил свое дело, подходящее ныне к концу, с каким не исполнял еще ни один из граверов. …Сим будет сделано, по крайней мере, справедливое дело. А еще будет справедливей, если те, которые имеют достаток, станут вместо портрета моего покупать сам эстамп «Преображенья Господня», который, по признанью даже чужеземцев, есть венец гравировального дела и составляет славу русскую».
Жизнь Фридриха Иордана – это яркий пример того, чего может достичь одаренный и трудолюбивый художник, верный поставленной им цели, несмотря ни на какие сложные жизненные обстоятельства. Русский немец и лютеранин, Фридрих Иордан прожил 83 года. К завершению своей служебной карьеры он обладал чином тайного советника и был кавалером орденов Св. Владимира, Св. Анны и Св. Станислава. Выдающийся мастер умер 19 сентября 1883 г. и был похоронен на Смоленском православном кладбище, рядом с женой.
Публикация о Фридрихе Иордане в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_370