Шрейбер Дагмара

Шрейбер Дагмара
Дагмара Александровна Шрейбер (Schreiber) родилась 21 августа 1911 г. в Сестрорецке, где ее отец Александр Августович имел дом и владел синематографом «Мулен Руж» (Дубковское шоссе, 57).

Еще до революции семья, в которой, кроме старшей Дагмары, подрастала младшая сестра Элеонора, переехала в Петроград. Здесь Дагмара окончила 7 классов советской средней школы и поступила на фонетические (языковые) курсы на Бассейной улице. Одновременно служила домработницей в доме по соседству.

С 15 лет началась ее активная христианская жизнь. В 1928 г. Дагмара прошла обряд конфирмации в лютеранской церкви и поначалу была близка к группе молодежи из Петрикирхе. Здесь, в общине Св. Петра она впервые встретилась с молодым пастором Куртом Муссом, который своей эмоциональной проповедью произвел на нее большое впечатление. Примкнув к русской лютеранской общине под его руководством, которой недавно было передано здание кирхи Святого Михаила на Васильевском острове, девушка стала деятельным помощником пастора в работе с детьми. По поручению пастора, Дага, как ее называли друзья, руководила ремесленно-религиозным кружком. В ее группе занимались девять детей от 8 до 11 лет, однако из-за запрета на преподавание несовершеннолетним Закона Божия эти занятия были вынуждены проводиться на квартире одной прихожанки, на 1-й линии Васильевского острова.

По конспекту, выдаваемому пастором по каждой теме занятия, юная учительница изучала с детьми книги Ветхого Завета: разбирала истории жизни пророков, историю Иудеи, политическую ситуацию того времени, сравнивая ее с жизнью в советской России. Перед учителем стояла задача донести до детей идею о том, что какие бы трудные времена ни были, "мы должны молиться и надеяться на Бога".

Дагмара не сомневалась в необходимости обучения детей основам веры, «чтобы впоследствии они были христианами, могущими повести борьбу за христианские идеи с антирелигиозниками». Летом неутомимая учительница продолжила занятия в Стрельне, где для детей бедных прихожан двух лютеранских церквей – Св. Михаила и Св. Петра - организовывался бесплатный отдых. Здесь, в дачных условиях, Дагмара вместе с друзьями из Петрикирхе – учащимися Ленинградских библейских курсов Петром Михайловым и Отто Туммом - преподавала детям арифметику, географию и русский язык. Учебу совмещали с активным отдыхом на Финском заливе.

В конце 1929 г. в лютеранских приходах Ленинграда начались аресты. 29 января 1930 г. «чёрный воронок» приехал на Надеждинскую, д. 18, где жила семья Шрейбер. Дагмара была арестована по делу пастора К. Мусса. Во время следствия она вместе с большой группой арестованных прихожан содержалась в ДПЗ на Шпалерной, 25. Девушку обвиняли в том, что она состоит членом нелегальной организации и занимается антисоветской деятельностью. На допросе 27 января 1930 г. в ответ на предъявляемые обвинения Дагмара уверенно заявила следователю: «Преподавая детям Закон Божий и зная, что это незаконно, я руководствовалась своей совестью и религиозными убеждениями, имея ввиду противопоставить проводимой безбожниками антирелигиозной пропаганде - религиозную пропаганду».

Следствие продлилось 8 месяцев, после чего 17 сентября 1930 г. Дагмара Шрейбер была приговорена к трем годам лагерей (условно). Как несовершеннолетняя она была освобождена из заключения, а вместе с ней и ее жених – прихожанин Михаил Мудьюгин. Они вышли на свободу духовно не сломленными – влюбленными единомышленниками. Более того, Дагмара и Михаил, поверившие в справедливость судебной системы, предприняли попытку защитить своего пастора, собирая подписи за его освобождение.

В августе 1932 г. состоялась их свадьба. Вскоре для молодой семьи наступили трудные времена. В 1930-40-е годы им пришлось много скитаться: Урал, Сибирь, Ленинградская область, прежде чем они, не имевшие прописки в Ленинграде, смогли вернуться в родной город. В 1935 г. их опять на короткое время арестовали в Ленинграде - за нарушение паспортного режима: невозможно было в то время, имея судимость, получить прописку в крупном городе. Теперь их путь лежал в город Чудово (тогда Ленинградская область), где Дагмаре предстояло работать… художником по росписи фарфора на заводе «Красный фарфорист».

На скитания по стране у Дагмары с мужем ушло много лет, во время которых супруги учились, работали, растили детей… и даже с увлечением танцевали. В дружной семье Мудьюгиных в течение нескольких лет родилось трое детей, из которых выжили только две дочери – Татьяна (1948 г.р.) и Ксения (1952 г.р.). Их шестилетний сын умер в конце войны.

Трудности сплотили семью и помогли выстоять в страшное время гонений. Но, как сама Дагмара в молодости писала в кабинете у следователя, пересказывая проповедь пастора Мусса, «все эти гонения только укрепляют сердца в вере, и вместо разрушенных храмов Бог создает себе храмы в сердцах людей". Находясь в постоянных гонениях и в стесненных обстоятельствах, Мудьюгины никогда не скрывали своей веры, через нее они выстояли как семья. Размышляя о перенесенных в молодости испытаниях, архиепископ Михаил (Мудьюгин) писал: «У любви и дружбы бывают две судьбы: одна – жить, не расставаясь, другая - постоянных прощаний и встреч. Трудно сказать, какая из них счастливее… В первой нет острых страданий, но сама любовь тупеет, становясь привычкой, и не ценим, что имеем. Вторая – заставляет постоянно ощущать заново всю свою ценность (страшит утрата), но как много в такой любви боли и горечи».

В 1958 г. Михаил Мудьюгин, уже будучи доцентом Горного института, решил оставить вполне благополучную светскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Он был рукоположен в сан диакона, а затем священника и начал служить в вологодском кафедральном соборе Рождества Богородицы. Вместе с мужем в Вологду переехала Дагмара с детьми. Однако тяжелый местный климат не позволил супругам остаться в этом городе - у жены начались проблемы со здоровьем, которое еще в молодости было подорвано на Урале. Заботливый муж просил руководство о переводе его в город Устюжна Вологодской области, но этот переезд ситуацию не изменил.

Незадолго до смерти Дагмара Александровна перешла в православие и получила имя Мария. Вера и любовь мужа помогали ей переносить испытание болезнью, которая прервала ее жизнь в возрасте почти 52 лет. Дагмара Александровна Шрейбер, светлый человек и стойкая христианка, умерла 11 июля 1963 г. от туберкулеза и была похоронена на кладбище при Казанской церкви города Устюжна.
Made on
Tilda