Михаил Николаевич Мудьюгин родился 12 мая (н.с.) 1912 г. в православной дворянской семье. Духовное формирование мальчика происходило в детской школе при Александро-Невской Лавре, где Михаил изучал Закон Божий. С 9 до 16 лет он прислуживал в качестве псаломщика в Храме Святителя Николая в районе Пески.
После окончания средней школы Михаил как верующий был лишен возможности получить высшее образование. Чтобы «приобрести» пролетарское происхождение, он был вынужден поступить на завод «Красный путиловец», где трудился чернорабочим, затем шлифовщиком. Это позволило ему поступить в 1-й музыкальный техникум (ныне Музыкальный колледж им.Мусоргского).
В 1928 г. в его жизни произошло знаменательное событие – он познакомился с лютеранами. В церкви Св. Марии на Большой Конюшенной улице, куда однажды зашел юноша, проходило богослужение Русской общины им. Иисуса Христа, руководимой пастором Куртом Муссом (позднее община объединилась с немецким приходом Св.Михаила). Находясь под впечатлением от молодого образованного священника, он принял решение перейти в лютеранство. В октябре 1929 г. состоялась его конфирмация, после чего пастор Мусс поручил ему возглавить работу детского кружка в церкви. В обязанности юного руководителя входило разъяснять детям (13-15 лет) смысл христианского учения и ограждать их от атеизма в условиях широкой антирелигиозной пропаганды в стране.
Однако уже в декабре 1929 г. в Ленинграде начались аресты среди лютеран по делу пасторов Г. Ганзена и К. Мусса. 24 января 1930 г. был арестован и Михаил Мудьюгин. Юноше было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности. В тюремной камере, где он встретил много достойных представителей церкви, он провел 8 месяцев. Здесь у него было много времени, чтобы молиться. Он навсегда запомнил слова пожилого католического ксендза, обращенные к нему: «Молодой человек! Эту книгу (Библию) надо читать, стоя на коленях…»
Большинство арестованных прихожан ожидал приговор – 3 года концлагеря, однако в силу юного возраста для Михаила он оказался условным, и его освободили. В лютеранскую церковь на Васильевском острове он еще вернется – в качестве гостя и приглашенного проповедника, только в 1992 году, когда здание частично передадут верующим. Годы дружбы будут связывать его с молодым и энергичным пастором Сергеем Прейманом (1956-2003).
В Русской лютеранской общине Михаил Мудьюгин познакомился с будущей женой – русской немкой Дагмарой Шрейбер. В этом браке у супругов родилось трое детей: две дочери - Татьяна и Ксения - и сын, умерший шести лет отроду.
Способный к наукам юноша обладал неуемной жаждой знаний: занимался по классу скрипки и фортепиано в консерватории, в 1933 г. окончил Институт иностранных языков. Он свободно владел шестью языками включая латынь, а также переводил с испанского и итальянского. После войны Михаил получил второе образование – в Институте металлопромышленности.
Начиная с 1930-х годов Михаил Николаевич много преподавал – в школе и институте, работал инженером на заводах. В 1950-е гг. был избран доцентом Горного института в Ленинграде с присвоением ему звания профессора. Решение ученого в 1958 г. принять сан священнослужителя спровоцировало травлю, поднятую в ленинградской прессе. Свой церковный путь отец Михаил начинал в Кафедральном соборе Вологды. В этом городе в 1963 г. от туберкулеза умерла его жена.
13 октября 1966 г. отец Михаил был назначен на должность ректора Санкт-Петербургских Духовных школ. Владыка Михаил был пламенным проповедником Евангелия. Во всех своих проповедях он неизменно говорил о главном: о Христе и о спасении. В 1972 г. он был введен в члены Комиссии Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, а позднее – и в состав Синодальной богословской комиссии.
На протяжении многих лет он вносил исключительный вклад в официальные двусторонние богословские собеседования Русской Православной Церкви с Евангелическими Церквями Германии и Финляндии. С 1967 г. епископ Михаил являлся неизменным участником православно-лютеранских собеседований. Редко кто мог сравниться с владыкой по всеохватности его кругозора, эрудиции, владении искусством вести диалог. В 1977 г. он был возведен в сан архиепископа и вскоре назначен в Вологодскую и Великоустюжскую епархию.
До последних дней ум и память владыки оставались ясными, а вот зрение резко ухудшалось. Вскоре он стал слепнуть настолько, что молитвы за литургией читал только наизусть. При этом свое служение он готов был продолжать до последнего вздоха. Он перестал служить лишь после того, как его руки уже не могли уверенно держать Чашу. Помимо Духовной академии, архиепископ Михаил преподавал также в лютеранской и католической семинариях, в гимназиях, институтах. Активно сотрудничал с петербургской радиостанцией «Теос» и с московским Христианским Церковно-общественным каналом (радио «София»).
Архиепископ Михаил и в бытность свою мирянином, и будучи епископом вел очень скромный образ жизни. Он остается в памяти многих людей примером истинного русского интеллигента, сочетавшего широкую образованность и глубокую веру. Трепетное, благоговейное отношение к Священному Писанию он пронес через всю свою жизнь. У него было редкостное знание Библии. Слово Божие жило в его памяти и в его сердце, было для него непререкаемым авторитетом.
Глубокое знакомство с лютеранской традицией, приобретенное архиепископом Михаилом в ранней молодости, не только обогатило его опытом открытости к духовной жизни и богословию христиан Запада, но и оказалось впоследствии полезным для развития богословского диалога Русской Православной Церкви с протестантским миром.
Профессор, доктор богословия, духовный писатель и добрый пастырь, Архиепископ Михаил (Мудьюгин) скончался 28 февраля 2000 г. в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Источник: Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина). СПб.: СПбПДА, 2013.