Генрих-Христоф Штегеман (Stägemann, Staegemann) родился 13 августа 1815 г. в семье петербургских немцев. Его отец Христиан-Михаэль Штегеман был уроженцем города Нойбранденбург (Германия, земля Мекленбург-Передняя Померания), мать Вендела-Екатерина происходила из рода Эклунд. Отец мальчика принадлежал к многочисленной «армии» столичных ремесленников – он пек хлеб. Пекарня Христиана Штегемана располагалась в доме Голландской церкви, на Невском проспекте.
В пять лет Генрих потерял мать. Заботами отца мальчик в 1828 г. был определен на учебу в Петришуле. К сожалению, булочнику Штегеману не довелось увидеть ни одно из построенных сыном зданий: он покинет этот мир в 1832 г., когда его талантливый Генрих еще будет постигать художественные науки. За свои успехи в учебе вольноприходящий ученик Академии художеств Штегеман будет награжден медалями: в 1835 г. – Второй серебряной, а в 1836 г. – Второй серебряной и Второй золотой. Последняя будет вручена ему за программу «Проект Училища Правоведения». В том же году Генрих окончит Академию, получив аттестат первой степени на звание классного художника (14-го класса).
Он быстро пошел "в гору". Уже в следующем году Г. Штегеман занял место помощника архитектора при постройке Петропавловской церкви в Петергофе, а еще через два года был назначен рисовальщиком при главном архитекторе по сооружению театра в Москве. В 1845 г. за «проект инвалидного дома на 25
человек… с церковью и монументом…» он удостоился звания академика. Позже Г. Х. Штегеман состоял помощником архитектора по строению храма Преображения Господня на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге и по строению нового дворца в Московском Кремле.
Имя Генриха Штегемана появилось в церковных документах прихода Св. Михаила летом 1842 г. В то время молодому архитектору было всего лишь 27 лет, но именно ему, своему прихожанину, церковный совет поручил обустроить арендуемое для служб помещение в доме архитектора Лео Тиблена - на 3-й линии Васильевского острова (№8). Для устройства богослужебного зала архитектор снес межкомнатные перегородки, построил алтарь и хоры – для органа и певчих. Два ряда колонн разделили пространство небольшого зала. Стены были покрашены под мрамор, скамьи - под дуб и покрыты лаком.
В 1851 г. архитектор перешел в русское подданство и был назначен на службу в кабинет Его Императорского Величества - помощником к архитектору К. Тону. В те годы маститый архитектор был занят на строительстве церкви Св. Мирония. С появлением в штате Штегемана в течение последующих четырех лет строительные работы проводились при его непосредственном участии.
В 1857 г. Штегеман был определен на службу в Петербургский Опекунский совет, где дослужился до звания старшего архитектора. Эту работу он совмещал со службой в Патриотическом институте и Елисаветинском училище, надзирая за эксплуатацией зданий.
При жизни он приобрел известность в столице, отлично проявив себя в стилях неоренессанс и эклектика. Из длинного списка построенных им зданий всем известны Родильный дом им. Снегирева (ул. Маяковского, 5) и Воронихинский (Казанский) садик - справа от Казанского собора. В первом случае победа на конкурсе проектов досталась Штегеману, который представил более экономичный вариант. Он же взял на себя постройку здания и осуществил ее в 1862-1864 гг. Планировка здания Родовспомогательного заведения и его санитарно-техническое оборудование отличались высоким совершенством. Перед началом строительства Штегеман был командирован за границу «для специального изучения устройства тамошних больничных учреждений». Архитектор применил традиционный симметричный тип плана в виде буквы «П» с двумя боковыми флигелями. Все палаты были размещены по одну сторону от широкого коридора и ориентированы окнами на юг или на запад. Первый этаж был отведен для размещения амбулатории и спален воспитанниц Повивального института и обучавшихся при нем «своекоштных» учениц и «крестьянских девиц», из которых готовили квалифицированных акушерок. В соответствии с обычаями того времени в этом же здании были устроены квартиры для обслуживающего персонала.
В 1865 г. Опекунский совет правления сиротских заведений огородил участок вдоль Мещанской (Казанской) улицы и заказал архитектору Г. Штегеману проект сквера внутри Воронихинской ограды. Проект и рисунки сквера были утверждены императором. Как раз в это время в Петербурге проводилась работа по ликвидации пустых участков в центре города, и создание здесь, на одном из таких участков сквера, вошло в общий план. Сквер на месте площади был организован в том же году. Устройство зелёных насаждений по утверждённому проекту взял на себя садовник И. Альвардт. На месте площади появились газоны, прямые и извилистые дорожки. Сквер получил среди петербуржцев два названия: Воронихинский и Казанский.
В 1864 году по проекту Г. Штегемана была выполнена реставрация Смольного Воскресения Христова собора.
До настоящего времени в Петербурге сохранилось 10 зданий, спроектированных и построенных архитектором Штегеманом. Среди них преобладают постройки, относящиеся к больничным комплексам или домам призрения.
Генрих Штегеман был вторым браком женат на Иоганне Жозефине Вильгельмине Мюллер (Müller) (родилась 27 ноября 1854 г.) В семье воспитывались сыновья от предыдущего брака: Константин (1846), Александр (1848), Николай-Герман (1852), Николай (1859). Жена Иоганна умерла молодой, в возрасте 26 лет.
Жила семья Штегеман на 7-й линии Васильевского острова, в собственном доме (№34). В 1840-1870-е годы этот участок принадлежал архитектору. В доме №34 работала мастерская «Класен, Штегеман и Ко», в которой совладельцем Класена был Константин Штегеман. Дом Штегемана, как и соседние деревянные постройки на участке №34, в конце 19-го века были снесены. На этом месте был построен кинотеатр «Форум» («Балтика»), а сейчас стоит памятник петровскому Василию – «родоначальнику Васильевского острова».
Статский советник Генрих Христианович ШТЕГЕМАН скончался 28 августа 1872 г. в возрасте 57 лет от оспы и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Публикация о Генрихе Штегемане в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_1102