Томас (Фома Вениаминович) Тиздель родился в 1781 г. в семье англичанина на русской службе Бенжамина Тизделя (Tysdale, Tisdel) и его жены Сары Карловны (урожденной Нокс). Жизнь их обоих была связана с российским флотом – Бенжамин был морским офицером, а Сара воспитывала будущих офицеров, служа начальницей «малолетнего отделения» в Морском кадетском корпусе. Один из кадет впоследствии вспоминал ее как «женщину строгую, но в то же время и добрую».
Англичане служили в российском флоте с первых лет его становления, считаясь хорошими специалистами в области мореплавания и кораблестроения. Им предоставлялись выгодные условия и возможность профессиональной карьеры, имена офицеров-англичан можно встретить во всех сражениях российского флота, что свидетельствует об их храбрости и преданности своей новой родине. Многие принимали российское подданство, образовывая целые династии. Представителем такой династии был и Томас Тиздель.
В 21 год (в 1802 г.) он был принят на русскую службу мичманом. Первые года Томас находился на строящемся в Петербурге фрегате «Скорый», после чего в составе эскадры Д.Н. Сенявина отправился на фрегате «Автроил» в Средиземное море – противодействовать французскому флоту. В общей сложности он провел на Средиземном море и в Адриатике около трех лет, поучаствовав во взятии крепости Курцало и в блокаде Новой Рагузы.
Однако 1807 год внес серьезные коррективы в карьеру молодого офицера. 28 октября Александром I был подписан высочайший указ о разрыве отношений с Англией, после чего началась англо-русская война (1807-1812). Всех офицеров-англичан было приказано немедленно списать с кораблей и отправить на жительство во внутренние города России. Продиктовано это было опасностью их нелояльного поведения в условиях международного конфликта.
Это была не первая подобная ссылка (первым прецедентом стала Семилетняя война в 1757 г., а затем захват англичанами острова Мальта в 1800 г.), однако на сей раз место проживания разрешалось выбрать самостоятельно. Томас Тиздель добирался до своего пункта назначения «сухим путем» из Триеста около года, прибыв в 1809 г. в Боровичи Новгородской губернии, где жила его тетка. Вместе с ним ехал ее муж – капитан П.А. Бойль, также списанный с эскадры.
Мы не знаем, что Томас Вениаминович делал в Боровичах в течение последующих двух лет, но ему, как и многим другим ссыльным, наверняка хотелось прервать вынужденную «паузу» в службе. Такую возможность давало принятие российского подданства. 27 марта 1812 г. лейтенант Томас Тиздель присягнул на верность императору. Всё было вовремя: приближалась война с Наполеоном, и в те же дни вышло повеление немедленно вернуть всех англичан на службу.
Однако нашего героя загадочным образом миновали сражения и подвиги, и с 1812 года он до конца своих дней служил во флотских экипажах Петербурга и Кронштадта (в 3-м, 5-м и 27-м), не уходя далеко за пределы большого Невского фарватера. Под его командованием в разные годы были гемамы (парусно-гребные корабли), пароходы, бриги и прочие брандвахтенные суда.
Береговая служба явно давалась Томасу хорошо, так как его формулярный список пестрит благодарностями от начальства (включая контр-адмирала Крузенштерна и капитан-лейтенанта Платера, который также был нашим прихожанином): «к службе рачителен», «расторопен», «должность исправляет с отличным усердием» и т.д. Доверие к Тизделю проявилось в его назначении на должность «экскадр-адъютанта» при флотском начальнике в Кронштадте (1820-1822), а также в его работе в Комиссии для составления сметы по строению кораблей и судов (1825-1826). Поэтому орден Св. Георгия 4-й степени за 25 лет в обер-офицерских чинах и Знак отличия беспорочной службы, полученные Тизделем в 1848 г., были им совершенно заслужены.
В 1831 г. Томас Вениаминович был переведен в 1-й ластовый экипаж в Санкт-Петербург, которым затем командовал с 1833 по 1848 годы. Офицеры ластовых экипажей (ласт как мера веса в старой России равнялся 2 тоннам, ластами измерялась вместительность судна) считались низшей категорией среди флотских чинов, так как служили в нестроевых частях. Они носили другую форму и имели более низкий оклад.
Однако вот как вспоминает этих людей князь Я.К. Туманов: «Это были достойнейшие люди, прошедшие суровую школу морской жизни, тончайшие знатоки своего подчас довольно сложного дела… Они занимали должности заведующих портовыми складами, служили на плавучих средствах порта, заведовали такелажными и парусными мастерскими, плавучими кранами и т.п. Чины они имели сухопутные». Кстати, именно последний факт объясняет, почему Томас Тиздель вышел в отставку в чине полковника, а не капитана 1-го ранга.
Впервые в архивной хронике прихода Св. Михаила имя Томаса Тизделя встречается в 1813 году – в разрешении лейтенанту 2-го корабельного экипажа на вступление в брак. 19 декабря того же года Томас обвенчался с дочерью надворного советника Каролиной Вильгельминой Элементиной фон Девель. Их первые двое детей родились в Кронштадте – дочь Эмилия (1821) и сын Алексей (1822). Младшая Александра Сарра появилась на свет 12 июля 1827 г. в Петербурге и была крещена 27 июля в Домовой церкви Кадетского корпуса (Церкви Св. Михаила) пастором Д. Флитнером.
Жизненный путь полковника Томаса Тизделя завершился 16 августа 1848 г. Ему было 67 лет. Место его захоронения пока не известно.