Фиал

Фиал (от греч. φιάλη - ча­ша, ку­бок) — де­ко­ра­тив­ное за­вер­ше­ние (из камня или других материалов), обыч­но вен­чаю­щее пи­накль в ар­хи­тек­ту­ре го­ти­ки.
Фиал (от греч. φιάλη - ча­ша, ку­бок) — де­ко­ра­тив­ное за­вер­ше­ние (из камня или других материалов), обыч­но вен­чаю­щее пи­накль в ар­хи­тек­ту­ре го­ти­ки. Как пра­ви­ло, име­ет вид пи­ра­мид­ки или фи­гур­но­го шпи­ля, рёбра которого ук­ра­шены краб­ба­ми, а вершина — кре­сто­цве­том.
Несмотря на название, фиалы как элемент архитектурного декора ничуть не напоминают древнегреческие плоские чаши, которые использовали в культовых и бытовых целях.

Большая Российская Энциклопедия

Этими необычными украшениями Кирха Святого Михаила обязана своему прихожанину и главному приходскому меценату XIX века — фабриканту Якобу Палю. Фрагмент из книги «Лютеранская Церковь Святого Михаила: Три века на службе России» приоткроет несколько страниц из этой невероятной истории:

…Помимо того, что Якоб Паль оказал бесценную помощь в приобретении земельного участка на Среднем проспекте и поставлял материалы для строительства церкви, он также сделал новому зданию кирхи несколько значимых подарков. Владея с 1872 года алебастровым и чугунолитейным заводом в Нарвской части, он стал главным поставщиком чугуна для изготовления всех элементов декора фасадов храма. Не прошло и десяти лет после освящения церкви, как оригинальный подарок купца Паля превратился в источник головной боли для приходского совета…

В январе 1885 г. четыре городских архитектора (к сожалению, нигде не указаны их имена) высказали свое мнение о необходимости перестроить фасады церкви Святого Михаила. Чугунный декор начал приходить в негодность, пять башен пришлось снять, краббы обветшали. В 1886 г. вновь забили тревогу: «Работы по вышеозначенным изменениям фасадов должны быть окончены непременно в нынешнем году, так как находящиеся на здании башни под влиянием погоды подверглись настолько сильным повреждениям, что является настоятельная необходимость снять таковые в возможно скорейшем времени».

Все необходимые разрешения были получены, средства найдены, 9 апреля Государь Император утвердил проект нового фасада (авторство приписывают нашему прихожанину, архитектору Р. Б. Бернгарду), и в июне архитектор Ю. Ю. Бенуа уже просил Городскую Управу разрешить «постановку коренных лесов и временного забора», но… на этом архивные документы обрываются. Ясно лишь одно — по какой-то причине здание церкви осталось таким, как есть.

Несмотря на то, что наши предки беспокоились о «ветхости» чугунного декора, после упомянутых событий он простоял еще примерно 110 лет и вновь напомнил о себе. Первый раз об аварийных элементах заговорили в 1996 году, после чего несколько лет приход выставлял ограждения вдоль 3-й линии, чтобы никто из людей не пострадал, и периодически эти ограждения пропадали. В 2001 г. обратились в Министерство культуры с просьбой о финансировании ремонтных работ.

Удивительно созвучны эти строки тому, что происходило в XIX веке: «Как показало обследование, 66 пудовых деталей чугунного декора утеряны — они падали с высоты 12 метров на тротуары прилегающих к собору улиц. Совершенно необходимо в ближайшее время провести демонтаж оставшихся элементов чугунного декора, весом около 25 тонн, после чего в стационарных условиях провести его ремонт или произвести отливку по сохранившимся образцам».

Тревога была своевременна. На растрескавшихся кирпичных тумбах парапетного ограждения по периметру кровли стояли 20 аварийных фиал — за счет собственного веса без какого-либо крепления! Высота каждой такой пирамиды составляла 4 метра, а вес — 1,2 тонны. Из них только две были признаны пригодными для копирования и после демонтажа остались в церковном дворе. Из 400 краббов, установленных на фиалах, полностью утрачено — 83, пригодны для копирования тоже только два!

27 сентября и 27 октября 2003 года на Среднем проспекте совершалась настоящая спецоперация, опоздавшая на сто с лишним лет. Кирпичные основания и сами фиалы были помещены в металлические каркасы, позволявшие автокрану переместить их на землю, после чего оголенные участки закрывали защитными колпаками. Так, по иронии судьбы, прихожане XXI века невольно выполнили желание своих далеких предков.

Аварийный чугунный декор заменили более долговечной выколотной медью. А в 2025 году начался новый этап реставрации фасадов кирхи, который подарил надежду, что архитектурные украшения вернутся на здание церкви в полном объеме.
Made on
Tilda